Технический центр Озар — разработка и производство автомобильной электроники и аксессуаров

Разработка и производство автомобильной электроники и аксессуаров

Наш адрес: г. Новосибирск, ул. Ползунова, 21/1, тел./факс: (383) 227-88-61, 2-132-136 e-mail:
Отдел продаж: Кузнецов Александр Александрович, тел.: 8-913-921-29-91, e-mail: ICQ: 415431591

Обзор конструкций автомобильных телевизионных антенн.

Антенна без приемных элементов в виде "шайбы"

Применение в конструкции приёмного элемента сегнетоэлектрика, не более чем маркетинговый ход, как и всё описание антенны.

В конструкции антенны усилитель находится на конце кабеля снижения, а удаление приёмного элемента от усилителя приводит к затуханию 0,5 дб/метр на частоте 200 мгц, (с увеличением частоты оно растёт) соответственно это то же влияет на качество приема. Для хорошего приёма производители рекомендуют 4 штуки, (каждая по 1900р.) плюс ещё сумматор (500р.) = 6500р., плюс еще установка четырех антенн минимум по 500 р. каждая =2000р., итого 10100 руб. Довольно дорогое предложение.

При установке одной антенны принимаются ровно 25 % каналов эфира (точка №1 в тесте В1 ТВ).

Антенна "два в одном" - ТВ + ФМ

Любая автомобильная ТВ антенна, рассчитанная на метровый диапазон (каналы с 1-12) принимает ФМ диапазон по умолчанию, но деление сигнала на 2 нагрузки ослабляет его по мощности.
Соответственно учитывая сложности приема ТВ сигнала в автомобиле, ТВ-модуль антенны: приемные элементы и усилитель должны быть очень качественными, что отражается на цене.

Антенны двулучевые активные, пассивные

Конструктивно приёмные элементы выполнены из тонкой (1,5- 2 мм) проволоки и представляют собой или классический диполь или 2 штыря в горизонтальной плоскости, что является вариантом простейшей реализации Тв антенны. Ожидать чудес от подобной конструкции бессмысленно, что и подтвердилось на практике. Хоть как то, работает только активный вариант, в пассивном всё затухает в кабеле. В итоге, относительно (500-1000 р.) дешево, но плохо. Их можно сравнить с комнатными телескопическими антеннами "Тайга", те хоть покрутить можно, а автомобильная ТВ антенна крутится только с автомобилем.

Антенны четырехлучевые пассивные

При установке внутри машины двумя "Г" (смотри рисунок) эффективность не высока, поскольку, на ТВ приём будут работать только горизонтальные приемные элементы, т.к. поляризация ТВ вещания в России горизонтальная, а сумматор не суммирует, а выбирает вход с максимальным сигналом, кроме того два корпуса и четыре приемных элемента ухудшают обзорность. Установка на заднее стекло в горизонтальной плоскости параллельно друг другу, в теории может дать неплохой результат. Однако на практике, приемные элементы экранированы обогревателем стекла, плюс в большинстве случаев тонировочной пленкой, плюс пятиметровый кабель потери в котором вызывают опасения, т.к. у большинства образцов он очень тоненький, а чем тоньше кабель, тем больше затухание (порядка 2дб/метр).

Возможна эффективная работа данной антенны при установке в бампер, когда все приемные элементы горизонтальны. В итоге цена антенны (950 р.) плюс цена установки в бампер (2000 р.) плюс сумматор (500р.) получается более 3450р., далеко не каждый установочный центр возьмется за такую работу и уж точно не каждый автовладелец согласится на такую инсталляцию.

Антенны четырехлучевые активные

Всё тоже самое как в предыдущем образце, но затухание в кабеле компенсировано усилителем, соответственно, что то можно увидеть, обычно около трети из транслируемых каналов. Стоит повторится по поводу тонировки заднего стекла. Тонировочная плёнка металлизирована и для радиоволн представляет экран, соответственно клеить подобные антенны на тонировочную пленку означает самостоятельно ухудшать условия приема, так что в данных случаях выбор встает между тонировкой и ТВ приемом.

Антенны телескопические четырехлучевые наружной установки.

Не плохой вариант с точки зрения теории приема ТВ сигнала: четыре полноценных приемных элемента, расположены снаружи, т.е. не экранированы кузовом, могут располагаться в горизонтальной плоскости, что соответствует горизонтальной поляризации ТВ волны.

Теперь рассмотрим, как это выглядит на практике. Изучив различные образцы подобных антенн, а так же учитывая собственный опыт производства телескопических антенн можно отметить следующие немаловажные моменты:

  1. Защитно-декоративное покрытие. В качестве такого покрытия используется двухслойное покрытие хром-никель, совместная толщина которых должна быть 12 микрон, в крайнем случае, 9. У большинства недорогих антенн это покрытие значительно тоньше и является скорее декоративным, чем защитным, из за экономии на гальванике. Кроме того толщина самих трубочек из которых и состоит телескоп, во многих случаях недопустимо мала, по той же причине экономии на достаточно дорогом материале (латунь, медь). В результате после года эксплуатации, под воздействием температуры, влажности и дорожных реагентов приемные элементы дешевых антенн ржавеют, и как следствие прием значительно ухудшается или пропадает полностью.
  2. Кабель. Как уже говорилось выше, чем длиннее кабель, тем больше в нем потери сигнала. В рассматриваемых антеннах кабель обычно более пяти метров, кроме того в некоторых образцах он очень тонкий, что в сумме может сильно ослаблять принимаемый сигнал.
  3. Поскольку эти антенны имеют четыре ТВ штекера (от каждого приемного элемента) для них необходим так называемый "сумматор". Это устройство, которое выбирает в каждый момент времени приемный элемент с самым сильным сигналом и передает этот сигнал ТВ тюнеру. Некоторые ТВ тюнеры оснащены встроенным сумматором, однако многие бюджетные модели автомобильных телевизоров имеют только один антенный вход и для подключения к ним антенн этого типа необходим отдельный сумматор, его цена колеблется в диапазоне 400-1000 рублей.
  4. С точки зрения теории ТВ приема, длина приемного элемента должна равняться четверти длины волны, например волны метрового диапазона (ОРТ, Россия) имеют длину 3 метра, соответственно приемный элемент должен иметь длину 75 сантиметров. Телескопические антенны полностью удовлетворяют этому критерию, если их приемные элементы полностью раздвинуты. Это означает, что для лучшего приема на машине должны быть полностью раздвинуты в разные стороны четыре 75-ти сантиметровых приемных элемента.
  5. Справедливости ради нужно отметить, что существуют однозначно качественные антенны такого типа. Как правило, это известные бренды и в этом случае цена начинается с двух тысяч.

Автомобильные ТВ антенны «ОЗАР»

Приёмные элементы: распределенный диполь посчитанный на приём АМ, ФМ, МВ и ДМВ диапазонов. Правильное подключение приёмных элементов к усилителю, что исключает потери в зонах микросигналов. Сами приемные элементы имеют сложный контур, расщитаный на прием всех диапазонов.

Усиление организовано по двухкаскадной схеме на спец. микросхеме и спец. транзисторе, что позволило иметь линейный и стабильный коэффициент усиления более 20дб во всём диапазоне сигнала.

Согласованный кабель снижения, позволяет доставить сигнал без потерь в нагрузку.

Конструкция антенны позволяет ее монтировать в различных вариантах, как на заднее, так и на переднее стекло.